На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 851 подписчик

"Завтрак на траве". Про настоящее детство

В отличие от камерного, пастельно-акварельного, нежно-бархатного фильма "Сто дней после детства", фильм "Завтрак на траве" - это именно про классическое пионерско-лагерное детство. Это про походы и костры, про песни под гитару, про классных вожатых, которым не наплевать на детей, про мудрых воспитателей. И про настоящую крепкую дружбу. Ну и, конечно, про любовь тоже. И про первую наивно-четырнадцатилетнюю, и про первую настояще-двадцатилетнюю. Фильм получился веселым, местами выглядящим как агитка пионерлагеря, но очень трогательным.

 
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фильм двухсерийный. Первая серия смотрится на одном дыхании, она динамичная, интересная, с закрученной интригой. Вторая - как мне кажется, лишняя. Можно было не растягивать фильм настолько. Все долгие сплавы на плотах, брождения по лесу и - самое главное - концерт с обручами и факирами ооочень затянут и не имеет логичного объяснения своего присутствия в фильме. Финал испорчен псевдо-клипом в исполнении Сергея Проханова и малолеток, тянущих его на платформе, как мулы. Не в стиле фильма.

 
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Но зато первая серия - это нечто. Какие там герои! Одна девочка Люда - предводительница мальчишек - чего стоит. Амазонка. Но в то же время ранимая и трогательная. И, конечно, она - яблоко раздора между двумя пацанами.

Отличная сцена в лесу у костра. Когда Люда и мальчишки пекли картошку. Конечно же, сцена визуально поставлена как картина Клода Моне "Завтрак на траве". Чтобы объяснить зрителю название фильма.

 
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Вожатый Иван (Сергей Проханов) - просто идеал. В наше время таких не бывает, а тогда - в СССР - такими были почти все вожатые. Умели увлечь детей, не криком, а словом и личным примером учили. У Проханова вообще такая внешность была в молодости, что он очень монтировался в одном кадре с детьми. В "Усатом няне" это тоже поэксплуатировали.

 
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Воспитатели (Валентина Талызина) были добрыми, но когда надо - строгими. Даже повара не жалели детям провизии, не считали кусочки, не выгадывали, как бы все это детям недодать, а на сторону продать.

Отдельный разговор - это песни из фильма. "Рыбка, рыбка, помоги, Золотая, делай милость, прикажи девчонке той, чтоб в меня влюбилась". Добрые, искренние слова о любви. Без грязи и чернухи. Ну а про детские песни я вообще молчу. Композитором фильма, кстати, выступил гениальный Владимир Шаинский - да, были времена, когда кино для детей снималось качественно, на хорошем материале и с привлечением лучших профи.

 

Так вот, про детские песни. "Ах, картошка" - после выхода фильма долго пелась под гитару по всей стране. "У похода есть начало" и "Между нами, дикарями говоря" - вообще стали пионерско-лагерными хитами и живой классикой. Во всех пионерских лагерях их распевали, особенно в лесных походах.

А "Солдат молоденький в пилотке новенькой" так и вовсе тянет на народную.

Такие фильмы, без особых усилий и давления, воспитывали патриотизм, чувство достоинства нации. Никому бы в голову не пришло пресмыкаться перед Западом, к примеру. Как это стало модно позже, в 90-е.

Ну и не могу я закончить на другой ноте. Только этой песней. После нее в голову не могут приходить плохие мысли. Только светлые.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх