На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 851 подписчик

РЕЙХСТАГ: АВТОГРАФЫ ИЗ 1945-го… (Часть_3)

Людей тех нет уже в помине

С тех пор прошел не день, не год

Но, говорят, еще поныне

В немецком городе Берлине

Их слава грозная живет…

Леонид Игнатенко

Быстротекущее время все дальше уносит от нас события Второй мировой войны, неотъемлемой частью которой является Великая Отечественная война. Но время не властно над памятью о тех, кто ценой огромный лишений, страданий и самой жизни спас мир от величайшего зла ХХ века – нацизма. Тем дороже нам сведения о каждом воине, оставившем в Истории свидетельство своей личной причастности к великому подвигу человечества.

Рейхстаг в начале третьего тысячелетия…

Вторая мировая война в Европе завершилась в ночь на 9 мая 1945 г. подписанием Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил и оставила после себя необычайно сильный социальный феномен – множество надписей воинов-победителей на стенах поверженного Рейхстага. Впоследствии они были названы автографами Победы. На Западе эти надписи известны в настоящее время, как «русские граффити». Тысячи солдат и офицеров многонациональной Красной Армии, воодушевленные известием о Победе, взяли в руки мел, древесный уголь, краску и доверили свои имена, мысли и чувства холодным закопченным камням полуразрушенного здания. Никто из них и не предполагал, что временные, по сути, надписи могут сохраниться. Однако, жизнь рассудила иначе – многие из автографов Победы оказались увековеченными на пленках фронтовых фото- и кино-операторов. У иных и вовсе счастливая судьба – они благополучно пережили послевоенные ремонты и реконструкции и стали, в итоге, органической частью внутреннего интерьера современного здания Рейхстага – с 1999 г. постоянного места работы депутатов федерального собрания, Бундестага Германии. Новый импульс развития данная тема получила в конце ХХ – начале ХХI века. В 1990 г. произошло объединение Германии. Бундестаг ФРГ, заседавший ранее в Бонне, принял решение о переносе столицы в Берлин, а парламента – в Рейхстаг. Для его реконструкции был объявлен международный конкурс, который выиграл британский архитектор Норман Фостер.

Норман Фостер - всемирно известный британский архитектор, сохранивший для Истории автографы Победы...

Когда в ходе реставрационных работ в 1994 - 1999 гг. были демонтированы гипсокартонные панели, установленные на стенах во время предыдущего ремонта здания в 1960-е годы, удивленным взорам рабочих, инженеров и архитекторов открылись множество «русских граффити» (см. видеоролик: http://www.dctp.tv/filme/graffiti-im-reichstag/ ). Встал вопрос – что делать? Была создана специальная объединенная комиссия, в состав которой вошли и дипломаты из России. Комиссия приняла решение о сохранении надписей, приняв во внимание, что в России и республиках бывшего Советского Союза с Рейхстагом ассоциируется взятие Берлина, победа над Германией, и окончание Второй мировой войны в Европе в целом. Началась реставрация автографов Победы, которые очистили и защитили от внешних воздействий специальным высокопрочным прозрачным раствором.

Не все немецкие политики смирились с принятым решением, но Норман Фостер был непреклонен: «Мы не можем скрыться от истории. Для нашего общества имеет решающее значение то, сможем ли мы, лицом к лицу с будущим, сохранить память о трагедиях и страданиях прошлого. Именно поэтому для меня важно сохранить эти надписи. Следы прошлого на стенах говорят об эпохе выразительней, чем любая историческая выставка». Сохраненные надписи, общее количество которых, по данным немецких специалистов, составляет 715, располагаются в настоящее время на трех уровнях здания: на первом этаже, в коридорах, ведущих в зал пленарных заседаний, и парадном лестничном портале юго-западного крыла. Таким образом, многие надписи победителей вошли в историю Рейхстага, и начали жить самостоятельной жизнью, обессмертив фамилии их авторов. Законным основанием для этого послужили результаты голосования депутатов Бундестага Германии, проведенного в 2002 г. Решением большинства обнаруженные и реставрированные во время реконструкции здания надписи сохранены там навсегда. В назидание потомкам, как напоминание о тех ужасах, которые принес на нашу планету нацизм.

Открытая книга Истории...

Казалось бы, уже невозможно установить, кому персонально принадлежат надписи. Однако, это не так – опытному исследователю, который владеет научно обоснованной методикой идентификации, это под силу. Редкая фамилия, имя, отчество, их сочетание, инициалы, указанный в надписи город, воинское звание, род войск, являются именно теми идентификационными признаками, которые позволяют опытному специалисту, задействовав компьютерные технологии и доступные информационные ресурсы ЦАМО РФ, выйти на единственно верный, документально подтвержденный результат. Не имея возможности издать мою книгу «АВТОГРАФЫ НА РЕЙХСТАГЕ», проект которой в мае 2017 г. завоевал Диплом 1-й степени на Международном интернет-конкурсе «Страница семейной славы», я решил ознакомить общественность с уникальными результатами моих исследований, а также родственников и земляков авторов автографов Победы, для которых сохранившиеся надписи особенно дороги, иным путем – через интернет. Для этого я подготовил цикл статей – оригинальных информационных блоков под общим названием «РЕЙХСТАГ: АВТОГРАФЫ ИЗ 1945-го…» (см. http://mirtesen.ru/people/587494781/blogposts), связанных общей идеей, внутренней логикой, а также местом расположения надписейв нишах, на стенах, в вестибюле, лестничном пролете.

Все статьи цикла имеют единое вступление и окончание, и являются, по сути, самостоятельными статьями, которые, в случае необходимости, можно легко собрать в книгу, убрав повторяющиеся фрагменты. Документальные портреты воинов дополнены выдержками из наградных листов, фотографиями боевых действий их родов войск, а также, где это возможно, личными фотографиями авторов автографов Победы. Я уверен, что результаты моих многолетних научных исследований, выполненных на должном профессиональном уровне, (как следствие длительной работы в ЦАМО РФ – авт.), не затеряются, окажутся востребованными столь долго, сколько будут существовать сами надписи. Они окажутся полезными профессиональным историкам, путешественникам международных маршрутов, экскурсоводам Рейхстага, ежедневно объясняющим туристам происхождение «русских граффити», студентам вузов, а также всем, кому дорого героическое прошлое лучших граждан своего Отечества. Основные биографические данные более 100 солдат и офицеров излагаются по определенной схеме – этих данных вполне достаточно для безошибочного опознания воинов всеми заинтересованными лицами, включая родственников.

Разумеется, как специалист по «русским граффити» в Рейхстаге, я прекрасно знаком с той большой научно-исследовательской работой, которую провела на рубеже ХХ и ХХІ веков референт Службы Бундестага по работе с посетителями Карин Феликс, на протяжении почти четверти века. Отдавая должное ее неоценимому вкладу в дело учета, изучения и сохранения автографов Победы, необходимо все же отметить, что в силу объективных причин, и определенных обстоятельств, возможности Карин Феликс в деле кардинального решения проблемы идентификации надписей были весьма ограниченными. Спасибо ей за преданность профессии, за все то, что она сумела сделать и сохранить! С фрагментом книги Карин Феликс «Когда история оживает» можно ознакомиться по электронной ссылке: http://divo.school619.ru/wp-content/uploads/2016/04/Broschüre-russisch.pdf

Карин Феликс - ведущий специалист Рейхстага по изучению «русских граффити».

По этическим соображениям, фрагменты с надписями, освещенные в книге Карин Феликс, я не исследовал. Я позволил себе лишь провести идентификацию надписей двух ветеранов, которые в начале 2000-х годов сами опознали свои надписи – Бориса Викторовича САПУНОВА и Бориса Леоновича ЗОЛОТАРЕВСКОГО, с целью более полного освещения их фронтовых биографий.

Примечание: фото, сделанные в Рейхстаге, взяты из интернета. Из-за многократного тиражирования фотографий в сети, установить их подлинное авторство не представляется возможным.

3. РЕЙСТАГ: надписи в нише «C»

* * *

Автограф: «9 мая 1945 г. Сталинградцы в Берлине: капитан ЧИСТЯКОВ, капитан РУБЦОВ П.А., л-т ЧЕРКЕС, л-т ГАБИДУЛИН, л-т МИНЕЕВ, серж. ПОПОВ, АНДРИЕНКО, серж. КОВЫЛЯЕВ, серж. СЕРКОВ, серж. СОБОЛЬ, гв. ряд. МУХИН»

Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «С».

Авторы – военные железнодорожники 45-й отдельной железнодорожной бригады (1-й Украинский фронт):

- капитан ЧИСТЯКОВ Иван Александрович, 1902 г.р., 45 ОЖДБр, помощник командира по технической части 47-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ, русский. Место рождения: д. Гармоново (ныне территория г. Вязьмы, Смоленской области), Россия*. Призван в РККА в 1941 г. Фрунзенским РВК, г. Москва, РСФСР**;

- капитан РУБЦОВ Павел Александрович, 1903 г.р., 45 ОЖДБр, командир роты мастерских 47-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ, русский. Место рождения: Волгоградская область, Россия. Призван в РККА в 1941 г. Тимирязевским РВК, г. Москва, РСФСР;

- лейтенант ЧЕРКЕС Гавриил Ефимович, 1909 г.р., 45 ОЖДБр, агитатор 47-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ, украинец. Место рождения: с. Диковка (ныне Знаменского района Кировоградской области), Украина. Призван в РККА в 1942 г. Нагайбакским РВК, Челябинская область, РСФСР.

- лейтенант ГАБИДУЛИН Зинат Идиатович, 1918 г.р., 45 ОЖДБр, помощник командира автотракторной роты по технической части 47-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ, татарин. Место рождения: д. Морды (ныне Благоварского района), Башкортостан, РСФСР. Призван в РККА в 1938 г. Уфимским ГВК, г. Уфа, РСФСР;

- лейтенант МИНЕЕВ Геннадий Иванович, 1919 г.р., 45 ОЖДБр, помощник начальника боепитания 47-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ, русский. Место рождения: с. Фоки (ныне Чайковского района Пермского края), РСФСР. Призван в РККА в 1940 г. Верещагинским РВК, Молотовская область (ныне Пермский край), РСФСР;

- сержант ПОПОВ Андрей Васильевич, 1907 г.р., 45 ОЖДБр, командир отделения автотракторного взвода 47-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ, русский. Место рождения: Сосновский район Тамбовской области, Россия. Призван в РККА в 1941 г. Сосновским РВК, Тамбовская область, РСФСР;

- сержант АНДРИЕНКО Петр Павлович, 1907 г.р., 45 ОЖДБр, начальник водолазной станции 28-го мостового железнодорожного батальона, украинец. Место рождения: г. Александровск (ныне г. Запорожье), Украина. Призван в РККА в 1944 г. Летичевским РВК, Каменец-Подольская область (ныне Хмельницкая), Украинская ССР;

- сержант КОВЫЛЯЕВ Дмитрий Иванович, 1913 г.р., 45 ОЖДБр, командир кузнечного отделения роты механических мастерских, русский. Место рождения: г. Верхотурье (ныне Свердловской области), Россия. Призван в РККА в 1942 г. Нижне-Тагильским РВК, Свердловская область, РСФСР;

- сержант СЕРКОВ Михаил Ильич, 1909 г.р., 45 ОЖДБр, командир отделения роты механизации путевых работ 47-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ, русский. Место рождения: не выяснено. Призван в РККА в 1942 г. Краснополянским РВК (ныне Байкаловский РВК), Свердловская область, РСФСР;

- мл. сержант СОБОЛЬ Василий Фомич, 1918 г.р., 45 ОЖДБр, машинист экскаватора 47-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ, украинец. Место рождения: с. Чичерино (ныне Волновахского района Донецкой области), Украина. Призван в РККА в 1939 г. Волновахским РВК, Сталинская область (ныне Донецкая), Украинская ССР;

- гв. рядовой МУХИН Аркадий Андрианович, 1923 г.р., 45 ОЖДБр, кузнец роты водоснабжения 47-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ, русский. Место рождения: г. Мариуполь (ныне Донецкой области), Украинская ССР. Призван в РККА в 1941 г. Бауманским РВК, г. Москва, РСФСР.

* Здесь и далее места рождения военнослужащих Красной Армии сверены и уточнены по наградной картотеке ЦАМО РФ.

** Здесь и далее места призыва военнослужащих в Красную Армию сверены и уточнены по справочнику: «СССР: АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК на 1 января 1941 года». М.,1941 г.

Примечание: воины из этой группы оставили надписи и в других местих. В нише «В». Попов А.В. и Соболь В.Ф. написали: «Брест – ст. Луцк – Львов – Берлин. Серж. Попов А.В., Соболь В.Ф. 9/V 45 г.».

Мухин А.А. оставил индивидуальную надпись: «Москва – Смоленск – Берлин. Гв. ряд. Мухин А.А., г. рожд. 1923 г. 9/V- 45 г.».

Примечание: в обоих случаях Мухин А.А. принципиально указал свое воинское звание, как «гвардии рядовой», на что имел полное право – он заслужил его в боях.

«…Капитан Чистяков – дисциплинированный, инициативный, энергичный, настойчивый, изобретательный и неутомимый офицер при выполнении боевых приказов. Умение четко организовать и заставить слаженно работать все звенья для досрочного выполнения приказа командования им были проявлены неоднократно: при восстановлении Орловского железнодорожного узла, мостов через реки Вир и Стырь. Все эти качества тов. Чистяков проявил особенно ярко на строительстве ж.-д. моста через реку Птичь. Здесь он проявил максимум энергии и умения. Не жалея сил и пренебрегая опасностью для жизни, организовал и лично руководил работами по забивке свай. Впервые применил забивку свай американским паровым молотом № 6 на копре дизель-молота, благодаря чему в очень трудных условиях грунта забил все сваи с высоким качеством и досрочно. При помощи паровоза, в исключительно трудных условиях извлек из реки около 100 тонн двутавровых балок разрушенного моста из русла реки, чего с избытком хватило для нового моста. Предложил свой простой способ накатки балок для перекрытия 16 пролетов, благодаря чему освободил 50 % рабочей силы и закончил накатку балок досрочно, без единой аварии. Все это позволило быстро развернуть фронт работы и способствовало досрочному, на 4 дня, окончанию строительства. За умелое и мужественное руководство, и организацию работ, творческую инициативу и личный пример выполнения боевых приказов командования тов. Чистяков представляется к правительственной награде – ордену Красной Звезды. Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.-д. работ майор Нуникян.15 июля 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 6127, л. 95.

«…Капитан Рубцов – командир роты мастерских, является одним из скромных, наиболее выдержанных и дисциплинированных, во всех отношениях, офицеров части. Самый аккуратный и точный из командиров рот при выполнении боевых приказов командования. Эти качества хорошо сказались при выполнении боевого приказа по восстановлению мостов через реку Вир, «300 км» и «222 км». Не имея, и не получая железа и угля, тов. Рубцов сумел проявить инициативу и находчивость по организации своей роты, и в крайне сложных и тяжелых условиях обеспечил досрочно поковками, и другими изделиями, оба моста, дав в короткий срок свыше 30 тонн. Не допустил ни одного случая задержки и брака. Вместе с этим находил время, чтобы быть на местах восстановления мостов, заранее уточняя потребности строительства, не теряя строгого учета производимых поковок на мосты. В своей работе не ограничивался только интересами своей роты, а помогал в работе всем подразделениям части. Особенно помогал копровикам, постоянно заботясь об исправном состоянии копров, не давая перебоя в работе последних. Как член политбюро части, фактически выполнял на восстановлении обязанности замполита. Добился в подразделениях высокого политико-морального состояния во всех подразделениях, работавших на восстановлении мостов. За высокую организованность в вверенных подразделениях, за аккуратное и образцовое выполнение приказов командования и личный пример упорной работы в досрочном окончании строительства, тов. Рубцов Павел Александрович представляется к правительственной награде – ордену Красной Звезды. Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.-д. работ инженер-капитан Чистяков. 21 февраля 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686044, д. 3570, л. 237.

«…Лейтенант Черкес на восстановлении моста через реку Днепр у города Жлобин умело организовал партийно-политическую работу среди личного состава батальона и с местным населением. Проводя разъяснительную работу, организовал действенную наглядную политическую агитацию, направленную на досрочное выполнение боевого приказа. В дни, когда на восстановительных работах создавалось трудное положение, тов. Черкес руководил производственной работой на участках. 4 – 5 июля тов. Черкес руководил работами с местным населением в количестве 300 человек и добился высокой производительности труда. Каждый рабочий в эти дни добился нормы выработки в 250-300 %. Тов. Черкес добросовестно выполнял возложенные на него поручения по мобилизации местного населения, чем способствовал досрочному восстановлению моста. Достоин награждения правительственной наградой – орденом Красной Звезды. Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.-д. работ майор Нуникян. 15 июля 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 6127, л. 94.

«…Лейтенант Гибадулин командует автомобильным взводом в течение полутора лет, и за это время в его взводе не было ни единой аварии. Перед личным составом взвода была поставлена задача: обеспечить подвоз стройматериалов, команд восстановителей и продуктов питания на восстанавливаемых участках, в условиях заминированных дорог Пинских болот. Лейтенант Гибадулин, лично со своим взводом работая по 18-20 часов в сутки, выбирая места проезда, сумел с достоинством выполнить задачу и провести все свои машины по исключительно трудно проходимым дорогам, управляя во многих случаях лично автомашиной. В условиях болот ему приходилось делать усиление переправ, и только после этого пропускать автомашины. Лейтенат Гибадулин прошел со своими машинами Белоруссию, Карпатские горы и дошел до Берлина. Машины взвода прошли всего 315784 километра, и никакие условия Пинских болот, Карпатских перевалов с непроходимой грязью не задержали выполнение поставленных задач. Достоин награждения правительственной наградой – орденом Красной Звезды. Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.-д. работ подполковник Нуникян. 2 мая 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690306, д. 1729, л. 344.

«…Лейтенант Минеев, работая помощником начальника боепитания батальона, на всех этапах Отечественной войны с исключительным мужеством и отвагой выполнял боевые приказы командования при восстановлении разрушенных железнодорожных коммуникаций. Всюду, где создавалось тяжелое положение, командование батальона направляло туда лейтенанта Минеева. На восстановлении моста 45-го километра участка Хыров-Загуж лейтенанту Минееву была поручена наиболее ответственная задача – мобилизовать для работы на восстановлении моста гражданское население, обеспечить поставку к месту работ всего необходимого материала. Лейтенант Минеев, пренебрегая опасностью, работая день и ночь, сумел обеспечить выполнение приказа, чем значительно ускорил восстановление моста. За мужество и отвагу, проявленную при восстановительных работах, достоин награждения медалью «За боевые заслуги». Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.д. работ подполковник Нуникян. 2 мая 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690306, д. 1729, л. 433.

«…Сержант Попов дисциплинированный, принципиальный и особо настойчивый командир отделения в выполнении поставленной задачи. В его отделении не было случая аварии или остановки машин из-за неисправности, или несвоевременного техосмотра и ремонта машин. Особую настойчивость проявил при освоении незнакомых ему новых машин. Много труда и настойчивости проявил он, чтобы сначала самому освоить эти машины, а затем обучить своих подчиненных. Все это делалось одновременно, в условиях выполнения боевого приказа, при выполнении работ на восстановлении ж.-д. мостов и пути линии Киверун-Ковель. Пренебрегая опасностью, в условиях фронта, всегда своевременно доставлял срочные грузы и людей. За инициативное и отличное выполнение боевых приказов командования представляется к правительственной награде – медали «За боевые заслуги». Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.-д. работ инженер-капитан Чистяков. 15 апреля 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 1203, л. 409.

«…Сержант Андриенко, выполняя обязанности командира отделения, при восстановлении моста через реку Одер у города Штейнау руководил расчисткой русла от обрушенных металлических конструкций. Тов. Андриенко показал себя хорошим организатором, умеющим расставить людей и быть самому там, где наиболее трудное место. Благодаря его инициативе русло было расчищено раньше срока, что дало возможность начать забивание свай и закончить восстановление моста раньше срока. Достоин награждения медалью «За боевые заслуги». Командир 28-го отдельного мостового ж.-д. батальона подполковник Соколов. 2 апреля 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 6767, л. 213.

«…Сержант Ковыляев, бригадир старший кузнечного цеха – всегда инициативный и находчивый в выполнении приказов командира. На восстановлении мостов через реку Вир, «223 км» и «300 км» особо проявил себя как настойчивый командир. Не имея необходимых материалов для поковки, сумел силами своей бригады найти и использовать местные ресурсы железа. В течение 15 суток работал бессменно по 18-20 часов, организуя и увлекая своих бойцов личным примером, с молотом в руках. Сумел бесперебойно и досрочно обеспечить поковками оба моста. Кроме того, проявил инициативу в создании своими силами пружинного механизма молота, вследствие чего производительность кузницы на тяжелых поковках была удвоена. За высокую организацию работы отделения и самоотверженный личный труд в деле отличного выполнения боевых приказов командования представляется к награждению орденом Красной Звезды. Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.-д. работ инженер-капитан Чистяков. 21 февраля 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686044, д. 3570, л. 212.

«…Сержант Серков дисциплинирован, обладает организаторскими способностями, которые ярко проявились на восстановительных работах ж.-д. пути на станции Гумрак. Получив 28.01.1943 г. боевой приказ на восстановление пути, тов. Серков правильно организовал расстановку людей своего отделения и непрерывно, в течении 28 часов, невзирая на холод, продолжал работу и выполнил приказ досрочно, применяя материалы из местных ресурсов. Несмотря на усталость, 29.01.1943 г. по приказу командования отделение было направлено на работу в ночное время для погрузки рельс и доставки их вручную к месту восстановления ж.-д. пути на расстоянии семи километров. Проработав и на этот раз 22 часа, приказ командования отделение выполнило досрочно, тем самым обеспечена досрочная сдача пути в эксплуатацию. Достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды. Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.-д. работ капитан Нуникян. 16 февраля 1943 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 682526, д. 1127, л. 292.

«…Мл. сержант Соболь наряду с основной специальностью отлично освоил подрывное дело. Выполняя боевой приказ по разминированию ж.-д. участка Идавск-Гуменно-Бреков тов. Соболь, рискуя жизнью, искусно выполнил боевую задачу. За 9 и 10 декабря 1944 года он снял и обезвредил 42 противопехотных и противотанковых мин, а за пять дней им обезврежено 87 мин. За отличное и мужественное выполнение боевого приказа командования тов. Соболь достоин награждения орденом Красной Звезды. Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.-д. работ подполковник Нуникян. 16 декабря 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690306, д. 1520, л. 11.

«…От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР награждаю медалью «За отвагу» пулеметчика 3-й пулеметной роты гвардии рядового Мухина Аркадия Андриановича за то, что он в период боев с немецкими захватчиками с 15 ноября по 6 декабря 1943 г. в районе Новое Село, Дубровнинского района Витебской области, проявил мужество и отвагу. После занятия траншей противника отразил в составе роты до 12 контратак противника, нанеся ему при этом большие потери в живой силе и технике. Командир 93 гвардейского Краснознаменного полка гвардии полковник Лазарев. 24 декабря 1943 г.»

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686044, д. 3053, л. 113.

«…Красноармеец Мухин Аркадий Андрианович, находясь на Центральном фронте в составе 361-го стрелкового полка восточней города Можайска, при отражении атаки противника получил легкое пулевое касательное ранение в левую руку. После излечения в госпитале был направлен на Калининский фронт, в 29-ю гвардейскую стрелковую дивизию, в полковую разведку. 20.11.1942 г. в районе города Ржева, при разведке боем огневых средств противника, был ранен осколком мины в правую руку, с переломом кости – тяжелое ранение. 5 апреля 1943 г. на Центральном фронте, в 93-м гвардейском Краснознаменном стрелковом полку, при разведке огневых точек противника в районе Гжатска получил легкое осколочное ранение бедра правой ноги. 22 февраля 1944 г. на 1-м Белорусском фронте, в составе 93-го гвардейского Краснознаменного стрелкового полка, в районе Орша – ст. Осиновка при взятии «языка» получил осколочное ранение – перелом правой ноги и потеря глаза. За время нахождения в батальоне, с 13 сентября 1944 г., проявил себя дисциплинированным, исполнительным красноармейцем. Инициативен, к работе относится добросовестно. Достоин награждения орденом Красной Звезды. Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.-д. работ подполковник Нуникян. 6 мая 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690306, д. 1729, л. 364.

* * *

Автограф: «Здесь были защитники Москвы 1.КОРОЛЕВ, 2.ВИНЦЕНТОВ, 3.СОЛОД, 4.МАНИН, 5.МИХАЙЛОВ, 6.АБРАМОВИЧ, 7.МХАТРИШВИЛИ, 8.УДОВИЧЕНКО, 9.БАКЕЕВ, 10.ВОЛЬХИН»

Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «С».

Авторы – военнослужащие 17-го отдельного инженерно-аэродромного батальона (20-й район аэродромного базирования, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт):

- предположительно лейтенант КОРОЛЕВ Сергей Гаврилович, 1916 г.р. (окончательная идентификация возможна только в ЦАМО РФ);

- мл. лейтенант ВИНЦЕНТОВ Михаил Васильевич, 1919 г.р., 17-й ОИАБ, фельдшер, белорус. Место рождения: д. Братьковичи (ныне Костюковичского района Могилевской области), Белоруссия. Призван в РККА в 1939 г. Костюковичским РВК Могилевской области, Белорусская ССР;

- мл. лейтенант СОЛОД Григорий Максимович, 1914 г.р., 17-й ОИАБ, командир аэродромного взвода, украинец. Место рождения: с. Лука Мелешковская (ныне Винницкого района Винницкой области), Украина. Призван в РККА в 1941 г. Винницким РВК, г. Винница, Украинская ССР;

- сержант МАНИН Федор Фомич, 1917 г.р., 17-й ОИАБ, командир отделения шоферов, русский. Место рождения: с. Павино (ныне Павинского района Костромской области), Россия. Призван в РККА в 1938 г. Павинским РВК Вологодской области (ныне в Костромской), РСФСР;

- майор МИХАЙЛОВ Иван Михайлович, 1907 г.р., 17-й ОИАБ, командир батальона, русский. Место рождения: д. Стармоусово (ныне Андреапольского района Тверской области), Россия. Призван в РККА в 1929 г. Октябрьским РВК Калининской области (ныне Западнодвинский РВК Тверской области), РСФСР;

-капитан АБРАМОВИЧ Абрам Федорович, 1914 г.р., 17-й ОИАБ, командир аэродромной роты, еврей. Место рождения: с. Львово (ныне Бериславского района Херсонской области), Украина. Призван в РККА в 1936 г. Днепропетровским РВК, г. Днепропетровск, Украинская ССР;

- ст. лейтенант МХАТРИШВИЛИ Иван Гаврилович, 1912 г.р., 17-й ОИАБ, старший техник аэродромной роты, грузин. Место рождения: с. Шорапани (ныне в Зестафонском муниципалитете, края Имеретия), Грузия. Призван в РККА в 1941 г. из Латвийского НКВД;

- ефрейтор УДОВИЧЕНКО Иосиф Федорович, 1913 г.р., 17-й ОИАБ, командир отделения шоферов, украинец. Место рождения: с . Амвросиевка (ныне г. Амвросиевка Донецкой области) Украина. Призван в РККА в 1941 г. Дергачевским РВК Харьковской области, Украинская ССР;

- предположительно ефрейтор БАКЕЕВ Александр Иванович, 1918 г.р. (окончательная идентификация возможна только в ЦАМО РФ);

- предположительно красноармеец ВОЛЬХИН Михаил Андреевич, 1924 г.р. (окончательная идентификация возможна только в ЦАМО РФ).

«…Мл. лейтенант Винцентов за время прохождения службы в 17-м отдельном инженерно-аэродромном батальоне, с ноября 1941 г., показал себя образцовым в дисциплине, и безукоризненным в выполнении своих обязанностей. Во время летнего наступления 1944 г., обслуживая одну из передовых команд батальона, к которой были приданы два подразделения из других частей, тов. Винцентов проявил исключительную заботу о бойцах. В тяжелых условиях работы подразделения, по дождем, и под обстрелом противника сумел организовать работу так, что подразделение не знало нужды в медицинской помощи, не имело эпидемических заболеваний и педикулеза. При столкновении передовой команды с немецкой группировкой под Минском, тов. Винцентов под огнем противника оказывал медицинскую помощь раненым своей команды и других подразделений. Благодаря правильной и своевременной медицинской помощи, лечение раненых прошло без осложнений. В период зимне-весеннего наступления в 1945 г. также проявил большую заботу и настойчивость в улучшении санитарного обслуживания своего подразделения. Неослабно осуществлял санитарный надзор над пищевым блоком, непрерывно вел санитарную разведку в населенных пунктах, благодаря чему за время наступательных операций подразделение не имело ни одного случая эпидемических заболеваний и пищевых отравлений личного состава. Наряду с выполнением своих прямых обязанностей, тов. Винцентов оказывал большую помощь командиру подразделения в мобилизации гражданского населения на строительство аэродрома. На ряде объектов лично им обеспечивался выход на работу до 150 граждан. Этим самым тов. Винцентов во многом способствовал своевременному выполнению боевых заданий, стоящих перед подразделением по строительству оперативных аэродромов. Мл. лейтенант медицинской службы Винцентов достоин правительственной награды – ордена Красной Звездыы. Командир 17 ОИАБ майор Михайлов. 17 мая 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 6286, л. 311.

«…Мл. лейтенант Солод прибыл в батальон в декабре месяце 1944 г. из Московского Краснознаменного военно-инженерного училища. За время прохождения службы в батальоне показал себя дисциплинированным, грамотным и культурным офицером. Исключительно добросовестно и преданно выполняет свои служебные обязанности. В период наступательных операций Красной Армии в 1945 г., работая командиром аэродромного взвода, тов. Солод отлично справлялся со всеми порученными ему заданиями. На строительстве ВПП и специальных сооружений на аэродромах «Тужин», «Унецк», «Навра», «Ланкен», «Хиндинбург», и других объектах, взвод тов. Солода выполнял производственные задания на 130-150 %. Личный состав взвода образцово несет гарнизонную и внутреннюю службу, имеет хорошие показатели в учебно-боевой подготовке, хорошо сохраняет боевое оружие, технику и средства химической защиты. Всего этого тов. Солод добился благодаря повседневной и кропотливой работе с каждым подчиненным в отдельности. За хорошие показатели в работе, и личную дисциплинированность на протяжении короткого периода времени, тов. Солод имеет ряд поощрений. Принимает активное участие в общественно-политической жизни подразделения. Мл. лейтенант Солод достоин правительственно награды – ордена Красной Звезды. Командир 17 ОИАБ майор Михайлов. 15 мая 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 6286, л. 188.

«…Сержант Манин на протяжении шестилетней службы в батальоне, работая шофером, а затем командиром отделения шоферов, является образцом в вождении и сбережении автомашины. За период Великой Отечественной войны закрепленная за ним автомашина безотказно и без аварий прошла 115.000 километров. Благодаря повседневному и тщательному уходу за материальной частью, добился 13.500 км межремонтного пробега. Лично сам производит самые сложные ремонты. Пробег автомашины без среднего и капитального заводского ремонта составил 68.000 км. За время летнего наступления Красной Армии в 1944 г., участвуя в бою по ликвидации немецкой группировки в районе аэродрома «Мачулищи» (под Минском), показал себя смелым и находчивым воином. Лично убил двух солдат противника, и принял активное участие в пленении 26 немецких солдат. За время летнего наступления на своей автомашине прошел свыше 12.000 км и сэкономил 72 кг горючего. В период наступательных операций Красной Армии в 1945 г., находясь в составе оперативной группы батальона, тов. Манин образцово справился со всеми даваемыми ему поручениями. Днем и ночью направлялся в ответственные рейсы, всегда возвращался обратно в установленные сроки. За время наступательных операций в текущем году подобрал на поле боя и доставил в часть две автомашины, одну из которых восстановил сам, без посторонней помощи. Имея большой опыт в автомобильном деле, передает его молодым водителям. Повседневно проводит воспитательную работу с подчиненными, добиваясь от них высокой дисциплины, бережного отношения к машинам и экономного расходования горюче-смазочных материалов. Исключительно дисциплинированный , инициативный и трудолюбивый младший командир. Сержант Манин Ф.Ф. достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды. Командир 17 ОИАБ майор Михайлов. 11 мая 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 6286, л. 71.

«…Командир 17 ОИАБ майор Михайлов в период зимне-весенней наступательной операции войск 2-го Белорусского фронта, и связанных с ней действий боевой авиации, получил задачу по подготовке полевых аэродромов в границах 20-го района аэродромного базирования, и восстановлению аэродромов противника в условиях зимы и весенней распутицы. Всего за этот период 17 ОИАБ под руководством майора тов. Михайлова было построено 36 оперативных аэродромов, 34 командных пунктов, 24 землянки для летного состава, и других сооружений. На 24 аэродромах работала боевая авиация. Подразделения тов. Михайлова организованы, имеют богатый опыт по строительству и восстановлению аэродромов и способны выполнять любые задачи, поставленные командованием. Особенно больших успехов батальон добился в деле перебазирования с тяжелой техникой к местам работ. Все это делает батальон, несмотря на тяжелую технику, подвижным и способным приступить к работе сразу же по получению задания от командования. Благодаря умелому руководству, правильной организации труда и рациональному использованию техники, задачи, поставленные перед 17 ОИАБ, были выполнены. За успешное выполнение заданий командования по подготовке аэродромной сети в период зимне-весенней операции 1945 г., за умелое руководство и мужество, проявленное при этом, командир 17 ОИАБ тов. Михайлов достоин награждения орденом Отечественной войны 2-й степени. Начальник ОАС 20 РАБ инженер-майор Афанасьев. 18 апреля 1945 г.»

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 6286, л. 40.

«…Капитан Абрамович в батальоне с мая 1938 г. С начала Отечественной войны тов. Абрамович работал политруком роты, впоследствии заместителем командира роты по политчасти. В 1942 г. на строительстве взлетно-посадочной полосы «Ермолино», одним из крупных строительств, которое батальон строил за период Отечественной войны, подразделение, где политруком был тов. Абрамович, заняло первое место в батальоне. Средняя производительность труда составила 150 % по подразделению в целом. Это результат большой работы, проводимой тов. Абрамовичем с личным составом, о хорошей организации труда. После упразднения должности заместителя командира роты по политической части тов. Абрамович назначен командиром роты. За период его командования в роте значительно повысилась дисциплина и производительность труда. Благодаря личной инициативе, умелой организации работ и большой проводимой воспитательной работе, ротой тов. Абрамовича только за период летнего наступления 1944 г. построено 12 летных полей в самые сжатые сроки и с хорошим качеством. Кроме того, в течение 1944 г. ротой построена 21 землянка, и ряд других сооружений. В настоящее время в трудных условиях и при замерзшем грунте тов. Абрамович успешно справился с подготовкой аэродрома «Тужин». Кроме основной своей работы, как командира роты, тов. Абрамович проводит большую партийно-политическую работу в батальоне, является членом партийного бюро и первым заместителем парторга батальона. Дисциплинированный, волевой и культурный офицер. Пользуется деловым авторитетом среди всего личного состава батальона. За успешное строительство аэродромов в период Отечественной войны и хорошее воспитание подчиненных в духе преданности нашей Родине и ненависти к врагу, тов. Абрамович достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды. Командир 17 ОИАБ майор Михайлов. 31 декабря 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 4844, л. 257.

«…Ст. лейтенант Мхатришвили в батальоне с сентября 1941 года. На протяжении всего периода Отечественной войны, работая старшим техником аэродромной роты, тов. Мхатришвили отдает все силы и способности на обеспечение успешного строительства аэродромов и специальных сооружений. В период летнего наступления Красной Армии в 1944 г., будучи старшим техником передовой команды батальона, тов. Мхатришвили руководил строительством 14 аэродромов и более 100 сооружений, которые при сдаче в эксплуатацию получили хорошие и отличные оценки. Не считаясь с трудностями и усталостью, в напряженные моменты тов. Мхатришвили сам работал с лопатой, увлекая бойцов на досрочное выполнение заданий и высокую производительность труда, которая в среднем составляла 130 – 150 %. В период зимнего наступления Красной Армии в 1945 г., в неблагоприятных и трудных условиях, благодаря правильной организации работ, настойчивости и личной инициативе, ротой тов. Мхатришвили самостоятельно, и с другими подразделениями, построено 10 оперативных аэродромов. Помимо руководства строительством аэродромов тов. Мхатришвили уделяет большое внимание вопросам сбережения техники, правильной ее эксплуатации и экономного расходования ГСМ. Автотракторный парк подразделения в период наступательных операций работает четко и бесперебойно, обеспечивая быстрое перебазирование роты на новые объекты и своевременное выполнение заданий по строительству аэродромов. За обеспечение успешного строительства аэродромов и специальных сооружений в период Отечественной войны, старший техник-лейтенант тов. Мхатришвили достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды. Командир 17 ОИАБ майор Михайлов.10 марта 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 6234, л. 27.

«…Ефрейтор Удовиченко, работая шофером в батальоне с начала Отечественной войны, на всем ее протяжении показывает образец вождения и сбережения автомашины, которая безаварийно прошла 97.000 километров, не подвергаясь заводскому ремонту. Межремонтный пробег автомашины составил 12.800 километров. В период летнего наступления Красной Армии в 1944 г., находясь в составе передовой команды, тов. Удовиченко на своей машине обеспечивал своевременную доставку грузов в подразделение, а также имел хорошие показатели в работе на строительстве аэродромов. Дневные задания выполнял на 120 – 180 %. Когда передовая команда удалялась от баз снабжения на 150 – 180 километров, тов. Удовиченко круглыми сутками находился в дальних и утомительных рейсах, доставляя в срок ГСМ на объекты строительства. Благодаря тщательной подготовке машины к работе в зимних условиях, тов. Удовиченко с первого дня наступательных операций Красной Армии в текущем году, находясь в составе аэродромной роты, образцово справляется со всеми порученными ему заданиями. Остальной автотранспорт его отделения работает так же четко и безотказно. За период наступательных операций закрепленная за тов. Удовиченко автомашина ЗИС-5 прошла свыше 10.000 километров. Самостоятельно производит самые сложные ремонты. Проявляет инициативу в подборе трофейных запасных частей, за счет которых обеспечиваются своевременные ремонты автомобильного транспорта подразделения. Имея многолетний опыт в работе, повседневно передает его своим подчиненным. Настойчиво добивается экономии ГСМ и увеличения межремонтного пробега автомашин своего отделения. За образцовое сбережение автомашины, высокие показатели по перевозкам грузов, и в работе на строительстве аэродромов, ефрейтор тов. Удовиченко достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды. Командир 17 ОИАБ майор Михайлов. 11 мая 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 6286, л. 210.

* * *

Автограф: «КОСОУРОВ – ЮДИЧЕВ – БЕСКРОВНЫЙ»

Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «С».

Авторы – военнослужащие 1180-го стрелкового полка (350-я стрелковая дивизия, 24-й стрелковый корпус, 13-я армия, 1-й Украинский фронт):

- красноармеец КОСОУРОВ Иван Иванович, 1924 г.р., 1180 СП, стрелок, русский. Место рождения: с. Скачки (ныне Мокшанского района Пензенской области), РСФСР. Призван в РККА в 1942 г. Мокшанским РВК Пензенской области, РСФСР;

- красноармеец ЮДИЧЕВ Петр Николаевич, 1925 г.р., 1180 СП, стрелок, комсорг батальона, русский. Место рождения: ст. Каменская (ныне г. Каменск-Шахтинский) Ростовской области, РСФСР. Призван в РККА в 1943 г. Каменским РВК Ростовской области, РСФСР;

- капитан БЕСКРОВНЫЙ Иван Лукич, 1911 г.р., 1180 СП, заместитель командира полка по артиллерии, украинец. Место рождения: с. Великое Мишково (ныне Амвросиевского района Донецкой области), Украина. Призван в РККА в 1941 г. Амвросиевским РВК Донецкой области, Украинская ССР.

«…20 сентября 1945 г. мною, начальником Военно-морского авиационного училища им. Леваневского генерал-майором авиации Шараповым Иваном Васильевичем в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 9 мая 1945 г. произведено вручение медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» строевому краснофлотцу Косоурову Ивану Ивановичу. Начальник ВМАУ им. Леваневского генерал-майор авиации Шарапов. 30 января 1947 г., г. Николаев».

ЦАМО РФ. Ф. 3, оп. 47, д. 249, лл. 621-631.

«…10 января 1947 г. мною, начальником Военно-морского авиационного училища им. Леваневского генерал-майором авиации Шараповым Иваном Васильевичем в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 9 мая 1945 г. произведено вручение медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» курсанту матросу Юдичеву Петру Николаевичу. Начальник ВМАУ им. Леваневского генерал-майор авиации Шарапов. 4 апреля 1947 г., г. Николаев».

ЦАМО РФ. Ф. 3, оп. 47, д. 249, лл. 580-596.

«…Комсорг 2-го стрелкового батальона 1180 СП красноармеец Юдичев Петр Николаевич в боях с немецкими захватчиками выполнял самые тяжелые задачи. Воспитанные им комсомольцы в боях с немецкими захватчиками не жалели крови и самой жизни. Комсомольцы батальона и весь его личный состав проявили большую стойкость в бою за населенный пункт Бережцы со штрафным батальоном противника. В этом бою сам товарищ Юдичев показал образец храбрости. Он лично из автомата убил одного офицера и четырех солдат противника. За проявленное мужество и отвагу в боях с немецкими захватчиками достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды. Командир 1180 СП подполковник Скопенко. 8 апреля 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 2153, л. 89.

«…Заместитель командира 1180 СП по артиллерии капитан Бескровный Иван Лукич за время наступательных боев с 08.02.1945 г. по 22.02.1945 г. умело организовал взаимодействие артиллерии с пехотой и обеспечил поддержку наступающей пехоты метким огнем по заранее разведанным огневым точкам противника, чем способствовал успеху боев за город Любен, населенные пункты Оберау, Чибстдорф и при форсировании рек Бобер и Квейс. Тов. Бескровный умелым командованием артиллерией во многом способствовал отражению ожесточенных контратак противника, предпринятых им при форсировании рек Бобер и Квейс, нанеся при этом противнику серьезные потери. Благодаря умелому выбору позиций, оборудованию их и маскировке, артиллерия пока потерь в материальной части не имела. За умелое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками достоин правительственной награды – ордена Отечественной войны 1-й степени. Командир 1180 СП подполковник Гайдай. 1 марта 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690306, д. 3485, л. 23.

* * *

Автограф: «Слава понтонерам, форсировавшим Шпрее и ее каналы! Были в Рейхстаге 6.05.45 г. Ивлев и Чихлин».

Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «С».

Авторы – офицеры 1-го отдельного моторизованного понтонно-мостового полка (1-я гвардейская танковая армия, 1-й Белорусский фронт):

- майор ИВЛЕВ Михаил Петрович, 1906 г.р., 1 ОМПМП, парторг полка, русский. Место рождения: с. Рождествено (ныне Ичалковского района, Мордовия), Россия. Призван в РККА в 1941 г. Шатковским РВК, Горьковская область, РСФСР:

- капитан ЧУХЛАНЦЕВ Иван Дмитриевич, 1914 г.р., 1 ОМПМП старший уполномоченный контрразведки СМЕРШ, русский. Место рождения: нет данных. Призван в РККА в 1941 г. Особым отделом НКВД Харьковского военного округа, Украинская ССР. В связи с служебной необходимостью фамилия в автографе изменена.

«…Майор Ивлев в период с 16.04.1945 г. по 02.05.1945 г., время боевых действий полка через реки и каналы Германии, провел большую воспитательную и организационную работу среди коммунистов полковой организации, направленную на инженерное обеспечение наступления войск 1-й гвардейской танковой армии. Благодаря правильной расстановке сил коммунистов в ротах и во взводах смог обеспечить выполнение боевых заданий 2-го батальона полка по переправе танковых и артиллерийских соединений через реки Одер и Шпрее. Личным участием в организации переправ через водные преграды смог мобилизовать бойцов на успешное проведение боевых операций при прорыве обороны противника на подступах к Берлину. Тов. Ивоев достоин правительственной награды – ордена Отечественной войны 1-й степени. Зам. командира полка по политчасти подполковник Гусев. 3 мая 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 175, л. 397.

«…Капитан Чухланцев в ходе выполнения боевых заданий командования по форсированию водных рубежей Днестр, Южный Буг и реки Висла в составе войск 3 и 4 Украинских, и 1-го Белорусского фронтов обеспечивал проверку материальной части и подготовку личного состава полка к выполнению боевых задач. 09.08.1944 г. во время массированного налета вражеской авиации на переправу через реку Висла в районе Тарнов, тов. Чухланцев, лично находясь на переправе, возглавил работу по восстановлению двух паромов, у которых своевременно были ликвидированы пробоины, поученные при бомбежке, что обеспечило нормальную работу переправы. За проявленную инициативу и обеспечение выполнения приказов командования достоин награждения правительственной наградой – орденом Красной Звезды. Командир 1-го ОМПМП гв. подполковник Траутенберг. 20.09.1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 1148, л. 48.

* * *

Автограф: «Здесь был ЛАПТЕВ Иван Григорьевич – Красный Луч»

Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «С».

Автор: красноармеец ЛАПТЕВ Иван Григорьевич, 1926 г.р., 756 СП (150-я стрелковая дивизия, 78-й стрелковый корпус, 3-я ударная армия, 1-й Белорусский фронт), наводчик миномета, русский. Место рождения: с. Ивановка (ныне Антрацитовского района Луганской области), Украинская ССР. Призван в РККА в 1944 г. Краснолучским РВК, г. Красный Луч Ворошиловградской области (ныне Луганской), Украинская ССР.

«…Красноармеец Лаптев в боях при прорыве обороны противника с плацдарма реки Одер 16.04. 1945 г., при наступлении на Берлин и в уличных боях в Берлине проявил мужество и отвагу, высокое умение руководить огнем миномета. При форсировании водного рубежа и атаке на опорный пункт противника 18.04.1945 г. тов. Лаптев, поддерживая огнем миномета наступающую пехоту, подавил огонь двух минометов противника и уничтожил их расчеты. При форсировании реки Шпрее подавил огонь двух станковых пулеметов противника, уничтожил двух снайперов и 7 немецких солдат, обеспечив стрелковому взводу выполнение боевой задачи. Достоин правительственной награды – ордена Славы 3-й степени. Командир 756-го стрелкового полка майор Казаков. 27 июня 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 687572, д. 1953, л. 34.

* * *

Автограф: «Здесь были связисты майора ЛИХНЕНКО. Кавказ – Сочи – Варшава – Берлин – Эльба».

Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «С».

Авторы: воины 245-го отдельного линейного батальона связи (штаб 1-го Белорусского фронта). Командир батальона: майор ЛИХНЕНКО Федор Федорович, 1907 г.р., украинец. Место рождения: с. Зайцево (ныне Артемовского района Донецкой области), Украина. Призван в РККА в 1929 г. Артемовским РВК Сталинской области (ныне Донецкой), Украинская ССР.

Май 1945 г. Германия. Солдаты и офицеры 245-го ОЛБС.

«…Майор Лихненко командует батальоном с первых дней Великой Отечественной войны. 245-й отдельный линейный ордена Александра Невского батальон связи по своей организованности, дисциплине и знанию дела является одним из лучших среди линейных частей связи фронта. С началом зимнего наступления, при прорыве обороны противника на Висле, под личным руководством майора Лихненко были сооружены мачтовые переходы связи через реку Висла, вслед за передовыми частями, форсировавшими Вислу, что обеспечило надежную связь фронта с 47-й армией как в период прорыва, так и в последующем, при стремительном продвижении наших войск. Начав свой путь от Яблонно-Легионово, батальон вышел с оперативными связями к пос. Тросин, что 10 км восточнее реки Одер, построив и восстановив за период зимней операции фронта более 1000 проводокилометров. При таком стремительном продвижении батальону приходилось решать много трудных и серьезных задач, и на всех ответственных участках майор Лихненко своим личным примером и организованностью воодушевлял бойцов на выполнение поставленных задач.

За отличное выполнение боевых заданий по организации и обеспечению надежной связи на направлении от штаба фронта к штабу 47-й армии в сложных условиях наступательного боя, за отличную организованность и боевую выучку личного состава майор Лихненко достоин правительственной награды – ордена Александра Невского. Начальник связи 1-го Белорусского фронта генерал-лейтенант войск связи Максименко. 25 февраля 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 3573, л. 291.

* * *

Автограф: «НОВОХОДСКИЙ Василий Емельянович»

Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «С».

Автор: гв. лейтенант НОВОХОДСКИЙ Василий Емельянович, 1921 г.р., 173-й гвардейский штурмовой авиационный полк (11-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), летчик старший, русский. Место рождения: с. Калиновское (ныне Александровского района Ставропольского края), РСФСР. Призван в РККА в 1941 г. Александровским РВК Орджоникидзевского края (ныне Ставропольского края), РСФСР.

«…Гв. лейтенант Новоходский принимает участие в ведении боевой работы в составе 173 гв. ШАП с мая 1944 г. За время пребывания в полку показал себя дисциплинированным, выдержанным, требовательным офицером, смелым, мужественным, отважным летчиком. За время боевой работы произвел 92 успешных боевых вылета. После последнего награждения тов. Новоходский произвел 30 успешных боевых вылетов на штурмовку войск противника. При этом уничтожил: 2 танка, 7 орудий полевой артиллерии и 6 минометов на огневых позициях, 4 орудия ЗА, 8 орудий МЗА, 7 автомашин, 5 повозок с боеприпасами, 3 пулеметных точки и свыше 120 солдат и офицеров противника. Тов. Новоходский принимал участие в Бобруйско-Жлобинской и Ковельской операциях, принимал участие в освобождении Польши от немецко-фашистских войск. В настоящее время принимает участие в уничтожении войск противника на территории Германии, на подступах к Берлину. За образцовое выполнение 30 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника достоин правительственной награды – ордена Красного Знамени. Командир 173 гв. ШАП Герой Советского Союза гв. полковник Лысенко.1 мая 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 5851, л. 108.

* * *

Автограф: «ПАНФИЛОВ – Тихвин»

Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «С».

Автор: мл. сержант ПАНФИЛОВ Валентин Иванович, 1922 г.р., 184-й отдельный авиационный полк связи (4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), механик вооружения, русский. Место рождения: не выяснено. Призван в РККА в 1941 г. Тихвинским РВК Ленинградской области, РСФСР.

«…Мл. сержант Панфилов как авиационный специалист подготовлен хорошо. Материальную часть вооружения знает, и эксплуатировать может. Вооружение, находящееся на самолетах его эскадрильи, всегда в исправном состоянии и чистоте. За хорошую работу имеет ряд благодарностей. Трудолюбив, исполнителен. Достоин правительственной награды – медали «За боевые заслуги». Командир 184-го ОАПС подполковник Елисеев. 22 августа 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 1653, л. 363.

* * *

Автограф: «Выборг – Берлин. ПРИЛУЦКИЙ»

Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «С».

Автор: Капитан ПРИЛУЦКИЙ Владимир Григорьевич, 1904 г.р., полевой ветеринарный лазарет № 603 (1-й Белорусский фронт), начальник административно-хозяйственной части, белорус. Место рождения: Старобинский район Минской области, Белоруссия. Призван в РККА в 1941 г. Выборгским РВК, Карело-Финская ССР, РСФСР.

«…Капитан Прилуцкий с первых дней Великой Отечественной войны и по настоящее время работает в должности начальника административно-хозяйственной части полевого ветеринарного лазарета № 603. В тяжелых условиях блокады Ленинграда тов. Прилуцкий, благодаря его инициативности и правильной организации кормовой кухни для истощенных лошадей, при отсутствии концентрированных кормов сохранил и вернул в строй более 400 лошадей. После прорыва блокады Ленинграда, для ликвидации истощенности среди конского состава распоряжением Военного совета армии в полевом ветеринарном лазарете № 603 был организован пункт поправки, где были концентрированы 273 лошади. Благодаря своевременному обеспечению концентрированными кормами и качественным фуражом, все истощенные лошади были поправлены и возвращены в строй. Тем самым была усилена мощь гужевого транспорта армии. В наступательных операциях армии по освобождению Ленинградской области и Советской Прибалтики, несмотря на быстрый темп передвижения лазарета с загрузкой до 600 лошадей и более, тов. Прилуцкий своевременно обеспечивал конский состав фуражом. За безупречное выполнение своих обязанностей в деле своевременного снабжения всем необходимым для нормальной работы лазарета, тов. Прилуцкий достоин награждения правительственной наградой – орденом Отечественной войны 2-й степени.

Начальник ПВЛ № 603 подполковник Тандлян. 31 мая 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 5463, л. 106.

* * *

Автограф: «Донбасс – ТОДОРОВ В.И.»

Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «С».

Автор: мл. сержант ТОДОРОВ Василий Иванович, 1909 г.р., управление 5-го корпуса ПВО (1-й Белорусский фронт), шофер, русский. Место рождения: с. Нижнее (ныне Попаснянского района Луганской области), Украина. Призван Серговским РВК, г. Серго (ныне г. Стаханов), Украинская ССР.

«…Мл. сержант Тодоров является одним из лучших водителей-отличников, любящий свою машину, которая без капитального ремонта прошла 90 000 км. За время войны не имеет ни одной аварии, увеличил сроки межремонтных пробегов и является отличным знатоком своего дела. Достоин правительственной награды – медали «За боевые заслуги». Начальник гаража 5-го корпуса ПВО ст. техник-лейтенант Балабушко. 13 июня 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 666, л. 261.

* * *

Автограф: «ФОРТЕЛЬ А.Ш.»

Место нахождения: уровень Пленарного зала, ниша «С» *.

Красноармеец ФОРТЕЛЬ Алесандр Шмидтович, 1923 г.р., 66-й отдельный полка связи (штаб 1-го Белорусского фронта), радист, еврей. Место рождения: Украинская ССР, Харьковская область, г. Харьков. Призван в РККА в 1941 г. Харьковским ГВК, г. Харьков, Украинская ССР.

*В этой же нише, на колонне справа, находится еще одна надпись этого воина – «Фортель».

Идентификация сохранившихся на стенах Рейхстага надписей коренным образом меняет их общественный статус, поскольку после положительной идентификации более сотни автографов Победы превратились из «русских граффити» в «русские автографы Победы», оставленные на стенах Рейхстага конкретными людьми – участниками боевых действий, каждый из которых имел воинское звание, фамилию, имя и отчество, и – одну, неповторимую жизнь! К их памяти всем нам необходимо относиться с должным уважением, независимо от национальности, вероисповедания, политических, и иных убеждений. Поставив победную точку в военных действиях в Европе в 1945 г., эти люди – солдаты и офицеры многонациональной Красной Армии, армий союзников, так же, как и их автографы – навсегда стали олицетворением совместного подвига народов мира во имя победы над нацизмом.

Об авторе:

Леонид Александрович Игнатенко родился в 1949 г. в с. Цеткино Никопольского района, Днепропетровской области, Украина. В 1970 г. окончил Харьковский автотранспортный техникум им. С. Орджоникидзе. В 1970-1972 гг. проходил службу в Советской Армии. После окончания Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы в 1978 г. (РУДН, г. Москва), несколько лет работал учителем средней школы в республике Замбия, Центральная Африка, затем в г. Никополе, Украина. С 1992 по 2016 гг. работал на Никопольском заводе ферросплавов – плавильщиком, корреспондентом заводской газеты «Электрометаллург». На общественных началах возглавлял заводскую группу «Поиск». В 1993 г. по результатам его научно-поисковой работы (идентификации) трудовым коллективом Никопольского завода ферросплавов на Никопольщине был возведен мемориальный комплекс «Высота 167,3 «Могила Нечаева», увековечивший более 1400 ранее неизвестных имен воинов 8-й гвардейской армии, павших в 1943-1944 гг. при освобождении Украины от немецко-нацистских оккупантов. Выявил, и документально доказал факт существования единственного в истории мировой авиации «двойного огненного тарана», совершенного советскими летчиками-истребителями на Южном фронте в 1941 г. (см. http://history.milportal.ru/2015/08/dvojnoj-ognennyj-taran ). Указом Президента Украины № 425 от 11.06.2001 г. за выдающиеся успехи, достигнутые в поисковой работе, был награжден орденом Украины «За заслуги» 3-й степени. Имеет ряд благодарностей от Совета ветеранов 8-й гвардейской армии. Трудоемкая, но успешная многолетняя работа по идентификации сохраненных в Рейхстаге надписей воинов Красной Армии потребовала от исследователя максимальной мобилизации его научно-исследовательских навыков, творческих сил, знаний и жизненного опыта. В период 1989 – 2009 гг. совершил 24 творческие поездки в Центральный архив Министерства обороны РФ (г. Подольск Московской области, Россия). В 2016 г. кандидатура Л.А. Игнатенко была представлена руководством Никопольского завода ферросплавов к почетному званию «Почетный гражданин г. Никополя».

Леонид Александрович ИГНАТЕНКО, краевед, магистр, выпускник Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы 1978 г.

г. Никополь, Украина.

E-mail: ignatenko1949@mail.ru

Картина дня

наверх