14 мая исполнилось 120 лет с того момента, как далеко за пределами нашей страны родился человек, который сыграл значительную роль в развитии нашей авиации.

Роберт Людвигович или Роберто Орос ди Бартини.
Имя его известно, пожалуй, всем, кто интересуется историей авиации. И не очень известно общей массе.
«Бартини не боялся гибели своих начинаний. Он был богат, безмерно богат идеями и поэтому щедр. Когда мы создавали наш первый тяжелый транспортный самолет, я попросил у него чертежи разработанной им для своего самолета оригинальной конструкции грузового пола. Он немедленно прислал нам полные рабочие чертежи. А сам? Прекрасно задуманный самолет остался недостроенным. Ему поразительно не везло. То прекратилась начатая работа, то реорганизация лишала его производственной базы.
А он продолжал и продолжал работать.
Мы все в долгу у него…»
О. К. Антонов.
«Что это мы тут шумим? У нас же есть Бартини — вот и поручим проблему ему! Уж если он её не решит, значит, она принципиально нерешаема…»
А. С. Яковлев.
«Мы все обязаны Бартини очень и очень многим, без Бартини не было бы спутника».
«Я могу назвать Бартини своим учителем, учителем в понимании невероятного».
С. П. Королев.
«Судьба Бартини позволит, когда она будет изучена, сформулировать некоторые важнейшие закономерности выявления и становления конструкторского таланта».
С.В. Ильюшин.
Можно было бы долго говорить о биографии Бартини, в которой немало «белых пятен». Но какая разница, был ли он австро-венгерским аристократом или итальянским коммунистом, если всю свою жизнь он посвятил одному делу — чтобы в небо поднимались самолеты с красными звездами на крыльях. И "чтобы красные самолеты были всегда сильнее черных" (Р. Бартини).
Остальное — несущественные мелочи.
Потому без разницы, был ли бароном или нет Роберто Орос ди Бартини, а вот то, что Роберт Людвигович Бартини отдал всю свою жизнь на служение советскому народу — факт. За что ему огромное спасибо, пусть и так поздно. Но память — штука вредная. Пока человека помнят, он жив. Как живы идеи Бартини, воплощенные в работах других конструкторов.
Действительно, многие писавшие о Бартини отмечали, что при всей своей гениальности он катастрофически был неудачлив в вопросах доведения проекта до серийного выпуска. И многие конструкторы использовали разработки Бартини в своих проектах.
МБР-2 (морской ближний разведчик), фактически, единственный гидросамолет, точнее, летающая лодка, в ВВС РККА в Великую Отечественную. Построен в 1932 году ОКБ Бериева. А МБР-1? Или просто МБР. Представлен Бартини в 1930 году.
Бериева и Бартини связывала долгая совместная работа. Именно в Таганроге появлялись на свет монстры, опережавшие свое время и удивлявшие весь мир.
"Сталь-6" развивал скорость свыше 400 км/час в то время, когда для истребителя вполне хорошей считалась скорость 280-300 км/ч.

Сталь-7, самолет, соединяющий большие скорости с большой дальностью полета. На нем установлен в 1939 году мировой рекорд скорости (405 км/час) на дистанции 5000 км.
Крыло типа "обратной чайки" и сочленение с фюзеляжем, разработанные Бартини, давали наряду со скоростью очень легкое управление.
Ер-2. Дальний бомбардировщик с очень тяжелой судьбой. Создавался на основе «Сталь-7». Главным конструктором был назначен на тот момент парторг и инженер (весьма перспективный) Владимир Григорьевич Ермолаев, ученик Бартини. Сам Бартини к тому времени находился в тюрьме за антисоветскую деятельность.
С помощью учителя Ермолаев довел самолет до конца и ЕР-2 занял свое место в строю авиации дальнего действия. Смерть Ермолаева от тифа 31.12.1944 стала с одной стороны смертью ОКБ Бартини, с другой стороны, кадры влились в создаваемое ОКБ Сухого.
«Стратегические треуголки» проектов А-57, А-58, Ф-57, А-55 не взлетели, но именно от этих проектов отталкивался Туполев, создавая Ту-144.
ДАР, дальний арктический разведчик, уникальная для 1935 года машина. Взлетал с любой поверхности, будь то снег, лед, вода. Именно на нем Бартини впервые применил метод, который сегодня именуется «эффектом Бартини».
«Эффект Бартини» — явление уменьшения лобового сопротивления и прироста тяги винтов самолёта за счёт компоновки двух моторов тандемом либо тандемной связки винтов.
При разработке ДАРа Бартини пошел таким путем: два пропеллера, соосно посаженные на один вал, вращались в разные стороны. При испытании модели ДАРа эффект Бартини был выражен в приросте тяги винтов в 25—30 %.
Знакомо, не правда ли? Действительно, от Ту-114 до Ту-95.
Можно много было бы написать слов о том, как не давали дороги проектам Бартини. Многие из его разработок «не прошли» именно из-за подковерных игр, некоторые просто потому, что промышленность не могла строить серийно такие самолеты.
Но в истории нашей авиации был такой человек, как Роберт Бартини. И он дал развитию и становлению столько, что по силам не каждому.
Просто скажу: вечная память и вечная благодарность!