На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 807 подписчиков

Находчивые прогульщики

 

Часто ли вы прогуливали школу? Кому-то этот вопрос покажется странным, но для большинства советских мальчишек и девчонок это излюбленная тема для воспоминаний. Прогульщики были двух типов: злостные и находчивые. О веселых, находчивых… и «ужасно больных» мы и поговорим.

Помните знаменитую песню в исполнении Сыроежкина: «Тем, кто за нас в ответе, давно пора понять: мы маленькие дети, нам хочется гулять!

» Гулять хотелось всем: и отличникам, и двоечникам, и даже тихим троечникам. Хотелось-то всем, но сбежать с урока в советское время было гораздо сложнее, чем в нынешнее. За посещаемостью следили не только учителя и директор в школе, пионервожатая со всей пионерской организацией, но и уборщица вместе со школьным дворником! Однако наши советские ученики, с их природной смекалкой и удивительным советским менталитетом, все-таки умудрялись обойти сложный механизм школьного контроля.

 

"Фиброзно-кистозная мастопатия" или воспаление хитрости

– Я учился хорошо, можно сказать на «отлично», – вспоминает Сергей Тополев из Ворошиловского района. – У меня всего-то три четверки было, остальные пятерки. Все, кто учился в «полусотке», помнят, что с английского старались не уходить, и все пропуски обсуждались на линейках. Но я очень хотел отлынивать. Просто реально школа надоедала. Режим дня мой можно было расписать по часам: утром школа, потом гитара, потом тренировка, потом дома уборка, брата из садика забрать, уроки школьные, уроки по музыкалке. В общем, не жизнь, а гонка с препятствиями. И вот на тренировке паренек один стал рассказывать, как он «официально» уходит с уроков. Сначала это показалось ужасным. Потом призадумался. Перед самым Новым годом совсем устал. Взял пуговицу от школьной формы, нарисовал под глазом синяк и подошел к учительнице русского. Та меня схватила и бегом… нет, не к врачу, а в столовую. Там мне дали кусок чего-то замороженного в полотенце. Так и просидел с этим пакетом у глаза.

В следующий раз я принес с улицы собаку. Грязную! Сказал, что был на перемене, на улице, и вдруг нашел своего пса, который из дома сбежал. Дежурный учитель спрашивает: «Как ее зовут?» А я стою и молчу. Ведь крутилось же в голове: Тобик, Шарик, Мухтар. «Это собака нашего дворника!» – ответили мне и отправили на урок.

– А я все время сбегал с химии и биологии: и училку боялся, и предмет не понимал, – признается Алексей Федюнин, бывший ученик школы № 128. – Я придумал себе диагноз, который вычитал дома в медицинской карточке. Произносил вслух, и все терялись сразу же: «У меня опять воспалилась хроническая фиброзно-кистозная мастопатия. Очаговая!» И так страдальчески смотрел, хватаясь за грудь. Пока училка по биологии мне не сказала: «А что, давно грудь-то выросла? Какой размер?» И давай объяснять, что эта болезнь только у женщин, и что это болезнь груди, но совсем не мужской! Я помню, как обмусоливали эту историю в учительской и громко смеялись.

– Отпроситься у учителей можно было раз десять за год, – рассказывает Елена Ткачева, выпускница школы № 6. – Не больше, и то по болезни. В других случаях приходилось что-то придумывать. Например, на перемене можно было сбегать к подружке в дом напротив и позвонить в учительскую, взрослым голосом попросить отпросить меня от лица мамы. Можно было взять несколько талончиков в стоматологию: на первый урок прийти, остальные типа у врача был. Был случай, когда я сказал, что приезжает брат из армии на один день. Учителя с радостью отпустили меня. А, когда он, действительно, приехал, мне никто не поверил, и меня не отпустили!

– А я помню, как врала, глядя человеку прямо в глаза, – говорит Екатерина Титова. – Это был закон: отводишь взгляд – значит, говоришь неправду. Так один раз я, глядя в глаза завучу, говорила, что у меня мама ногу поломала. Завуч, Наталья Васильевна, вдруг посмотрела куда-то за меня и говорит: «И как давно она в гипсе?» А я такая: « Да неделю уже!» Она: « И скоро снимут?» Я: « Не скоро!» И тут моя мама подходит: ее, оказывается, в школу вызвали по моим прогулам. Завязался разговор, типа: "Здравствуйте, как ваше здоровье?" – "Ничего." – "Как нога?" – "А что моя нога?" – "Вы же в гипсе." – "В каком гипсе?"…Я получила подзатыльник. Да еще и стыдно было. Привет школе № 130!

 

От лишая до заседания пионерской общины

– Мы с лучшей подругой до 5-го класса были страстными отличницами, – вспоминает Галина из Дзержинского района. – А как мальчики нравится стали, так мы вдвоем то в кино сбежим, то просто по улице погулять. К седьмому классу расслабились окончательно. После «разоблачения» дома наказали. Дневник сдала, а вернулся он с огромной красной записью: «Ув. родители! Ваша дочь прогуливает школу…» Так я стала придумывать планы побега. Даже боюсь перечислять, у самой две дочери растут и ходят в школу. Многие мои происки были разовыми, повторять было нельзя! Итак, вот мои советские «сбегалки».

«Лишай». За два-три дня до контрольной работы, которую, по моим детским соображениям, лучше было бы пропустить, я рисовала себе на руке кружок йодом. Появлялась корочка. День не мажешь и вуаля – у тебя настоящий лишай! Оставалось прийти к школьному врачу и сказать, что вот это круглое пятнышко очень чешется! И чешешь стоишь, лицо печальное. Тебя отпускают домой. Правда, обязательно надо было показываться кожнику. Анализы делали три дня. Так у меня в кармане была почти неделя! Есть минус: потом со мной старались не дружить, избегали. Но это мелочи.

«Украли портфель». Это делается на первых уроках, когда идет физ-ра. Отбегаешь, в это время прячешь портфель. Потом кричишь, что кто-то подшутил. Все ищут портфель, тебя отпускают домой. А потом подруга его находит. Все ругают мальчишек, а подруге даешь две пачки жевательной резинки.

«Градусник». Приходишь к школьному врачу и говоришь, что у тебя болит голова. Тебе дают градусник подмышку. Врач отворачивается или уходит. Надо натереть градусник шерстяным шарфом. НО тут надо было быть аккуратней. Мы с подругой натерли себе так 41 градус! Пришлось сбрасывать, и я сбросила до 36,5. И моя подруга одна ушла домой.

«Дела пионерские…». Отсидишь два урока и подходишь к классной руководительнице: «Мне надо в Дом пионеров, сегодня у меня там доклад… выступление… вручение… заседание…» Правда потом на классном часе Тамара Николаевна поставила меня перед всеми и начала хвалить: «Вот Галя Лапшина не только принимает участие в школьной жизни, но и вообще в жизни пионерского общества Волгограда!» И на стенде мне благодарность. Как же гадко было на душе! Простите меня, мои одноклассники и учителя. Каюсь, было такое дело. Вот, не зря артисткой стала… Были задатки!

 

Симулянт развел родителей

– У меня был такой случай, – вспоминает Алексей Мартынов, выпускник школы № 42. – Я всегда опаздывал. И, как в том «Ералаше», вечно что-нибудь придумывал. Иногда учителя мне верили, но чаще – нет. Что я только не говорил! И собаку спас по дороге, и дедушка у меня в больницу пять раз попадал, а уж тетя раз шесть умирала просто. А у меня тети нет. Стыдно сейчас и, конечно, смешно. Меня все время в школе спрашивали, кем я вырасту. Сейчас всем учителям могу ответить: юрист я. Выбрал другую сторону. Больше не вру и не опаздываю. Честное слово!

Так вот, это был 1986 год. Мой друг сказал: уж лучше вообще в класс не заходи, если опаздываешь. Я так и сделал. Прогулял один урок, потом второй, а потом и вовсе в школу решил не ходить. Пропустил так по наглости три дня! За школьным двором на горке катался. Зато потом зашел к завучу (зачем-то), к Лидии Николаевне и говорю, как честный парень: «Я тут школу пропустил, вот – извиняться пришел, у меня семейные обстоятельства серьезные!» Меня расспрашивают, я говорю – не могу сказать, родители запрещают. Завуч передала мои слова классной. Та меня расспрашивает чуть ли не со слезами на глазах. Я молчу. Просто думал, что отмолчусь. Не получилось. Тут я и сказал, помня, как все в третьем классе жалели Димку, у которого родители расстались: «У меня родители разводятся!» Да, меня пожалели. Да, отпускали по первому спросу. А потом просто вызвали родителей в школу. И на замечание: «Мы все понимаем, но страдает ребенок…» мама расстегнула шубу и показала свой живот. Рожать маме было уже на следующей неделе. «Что, похоже, что мы разводимся?" – строго сказала мама. А отец залупил мне такую оплеуху, что ухо горело неделю. С этим ухом я мог бы и прогулять, но не стал… Тогда же обнаружилось, что у меня только дяди, и тетей нет. Что дедушке у меня всего 60, а не 90, и что он, слава богу, здоров.

 

Крапива, тутовник… и в больницу! 

– О, я довел сбегание с уроков до грамотного негодяйства, – вспоминает Геннадий Салтыков. – Все четко продумывал! Но одно время у меня была действительно важная причина. Мне было 12, мы с друзьями нашли в частном секторе выброшенных щенков, совсем маленьких. В овраге построили им будку и кормили из ватки, смачивая молоком. Один щенок не выжил. За пятерых остальных я очень переживал. Приходилось врать: «Родители переезжают, надо помочь. Приезжает бабушка, нет ключей. Забыл закрыть квартиру. Дома маленький братик заболел. Диарея, вздутие, голова, ухо не слышит…»

Однажды мы влипли с этими щенками в историю. Начали ссориться по поводу дежурства: «Если сбегать, то всем! А то друг на друга надеемся, и никто собак не кормит». И вот все четверо перед школой встретились у меня в частном доме. Дети! Это не пособие – повторять не надо! Разделись до штанов и обмазались тутовником. Потом веткой крапивы друг друга побили. Я – первый. Как начал орать! Другие трусят, но все равно получили свою дозу ожогов. Все в пузырях, с фиолетовыми подтеками пришли в школу. Врач говорит: «Странно, сыпь только до половины тела». И решил отправить нас в больницу. Мы плакали и кричали, что нам в больницу нельзя, пришлось во всем признаться. Ну, и правильно сделали! Щенков наших сразу пристроили. А вот отмыться от тутовника было сложно. Да и пузыри от крапивы долго чесались и болели!

P. S.: Сколько кошек, собак и птиц было спасено по пути в родную школу? Сколько раз умирали наши дальние родственники? А сколько редких заболеваний, не изученных медициной, разгадывали наши школьные врачи? Если жизненные планы резко расходились со школьными буднями, советского школьника было не остановить . Все знали, что врать – это плохо. А что самое интересное, «великие и находчивые» прогульщики стали самыми требовательными родителями! А как же иначе? Их не обмануть! Как говорится, все тропы исхожены, все пути проверены… 

наверх